Речевая подготовка детей к школе.

22.11.2018

 

Родители детей младшего дошкольного возраста могут прочитать название статьи и отмахнуться – «нам ещё рано думать об этом». Однако речевая готовность включает в себя много компонентов, которые формируются не вдруг, а последовательно и постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста. Поэтому заниматься развитием речи и речевой подготовкой детей к школе следует в течение всего дошкольного детства, начиная с младшего дошкольного возраста.                                                                     Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными методами. Поэтому очень важно полноценно развивать все стороны речи ребёнка.

Особое внимание следует уделять следующим параметрам:

 

1. правильное произношение всех звуков речи;

 

2. умение различать звуки речи на слух;

 

3. умение последовательно называть звуки в слове и выделять звуки из начала, конца, середины слова;

 

4. достаточный словарный запас;

 

5. сформированный грамматический строй речи;

 

6. владение связной речью: умение пересказывать текст и составлять рассказ по сюжетной картинке или серии картинок.

 

Рассмотрим подробнее каждую составляющую речевой готовности к школе.

 

Правильное произношение всех звуков речи.

 

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа "светок" вместо "цветок", "калтошка" вместо "картошка" и др.). Такого рода дефекты обычно отражаются на письме, поэтому их надо устранять в дошкольном возрасте.

 

Умение различать звуки речи на слух.

 

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает  умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.

 

Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух звуков [Б] и [П] он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове "банка" или в слове "паста".

 Хочу такой сайт

Умение последовательно называть звуки в слове и выделять звуки из начала, конца, середины слова.

 

Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность. И это также является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к обучению грамоте.

 

Достаточный словарный запас.

 

Словарный запас ребёнка к концу дошкольного возраста должен составлять не менее 20000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие  слова (типа «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Животные», «Птицы», «Овощи», «Фрукты» и др.) которые начинают усваиваться детьми примерно с 3 -3,5 лет.

 

Сформированный грамматический строй речи.

 

Ребёнок дошкольного возраста должен постепенно усвоить на практическом уровне  существующие в языке закономерности словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и др.) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова: «дом», «домишко», «домовой», «домовитый» являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

 

Умением изменять слова ребёнок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4-м годам, а новые слова способен образовывать к 7-8 годам. Эти сроки довольно условны и зависят от индивидуального развития конкретного ребёнка.

 

Кроме того, овладение умением изменять и образовывать слова подразумевает, что ребёнок активно пользуется имеющимися словами, строит из них предложения и связные высказывания, так как лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определённые трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическим строем речи видна уже в повседневной речи ребёнка, а в других этом может выявить специалист в процессе специально организованного обследования. Поэтому, если Вы сомневаетесь, правильно ли сформирован грамматический строй речи у Вашего ребёнка, то необходимо обратиться к учителю-логопеду за консультацией.

 

Владение связной речью: умение пересказывать текст и составлять рассказ по сюжетной картинке или серии картинок.

 

Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью  процесс школьного обучения, даже обычные ответы на уроке, просто немыслимы, поэтому о её развитии у ребёнка необходимо беспокоится уже в дошкольном возрасте.

 

Связная речь (рассказ-описание) начинает формироваться у детей только после 3-х лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно активно связная речь развивается в период между 4 и 5-ю годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. Очень важно научить ребёнка 4-5 лет не только правильно строить предложения, но и логически связывать предложения в понятное высказывание, заканчивать одну мысль, а затем переходить к изложению другой. Детей этого возраста можно учить составлять фактические рассказы – передающие реальные события (факты), творческие рассказы – рассказы, составляя которые, ребёнок использует творческое воображение, придумывает дополнительные детали и события, не присутствовавшие в реальной ситуации.

 

По форме рассказы могут быть описательными (описываются характерные для данного предмета признаки) и сюжетные, отражающие завязку действия, развитие событий, кульминацию и завершение «происшествия» - развязку. События во второй форме рассказа должны передаваться в определенной временной последовательности, с учётом причинно-следственных связей. Эта форма рассказа более сложная, детям требуется специальное обучение для овладения умением составлять творческие сюжетные рассказы.

 

 

 

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх

Отчет о результатах деятельности за 2022 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах деятельности за 2022г.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».