Тяжелые нарушения речи: где корректируются и зачем нужна коррекция.

18.01.2022

Почему целенаправленная коррекция речевого развития – это важно. С детьми, имеющими речевые нарушения, надо обязательно заниматься, и делать это усиленно. Без нормально развитого артикуляционного аппарата ребенок в дальнейшем не сможет нормально учиться и развиваться. Иногда детей, с которыми не занимаются, считают умственно отсталыми. Из-за ошибки диагностики и лени родителей ребенок может навсегда получить неверный диагноз, который сломает ему жизнь. Допускать этого нельзя.

Детки с тяжелыми нарушениями речи учатся в саду по адаптированной образовательной программе. С ними усиленно занимается логопед. Для детсадовцев с ТНР есть специальные игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые в целом укрепляют здоровье, развивают мелкую моторику (она непосредственно влияет на мозг и речь), тренирует артикуляционный аппарат.

Что такое тяжелые нарушения речи

Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.

Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:

1.                    Отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в 4-5 лет. Есть отдельные слоги и звуки, которые ребенок может пытаться дополнить жестами, но слов обычно нет.

2.                    В арсенале ребенка есть некоторые слова, но умение произносить их отстает от возрастных норм.

3.                    У малыша есть нормальная фразовая речь. Он стремиться общаться, но это проблематично из-за малого словарного запаса, плохой способности воспринимать на слух и произносить звуки.

Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.

В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.

Почему с тяжелыми нарушениями речи надо работать

Речевые проблемы – это не просто «ребенок все понимает, но сказать не может». У «тяжелых» деток наряду с дефектами речи идут другие. Недоразвита их познавательная деятельность (умение воспринимать, мыслить, запоминать). То есть интеллектуальное отставание наблюдается, но оно вторично и поддается коррекции. Особенно, если вовремя подключить специалистов.

Для деток с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:

· Неустойчивость внимания. Малыши с трудом включаются, переключаются и распределяют внимание. Они запоминают меньший объем информации, быстрее забывают – особенно материал, который получили со слов.

· Плохая способность абстрагироваться и обобщать.

· Недостаточно развитый самоконтроль.

· Нежелание заниматься познавательной деятельностью, недостаточная внимательность и наблюдательность.

· Утомляемость и плохая работоспособность.

· Нестандартное зрительно-пространственное восприятие. Легче выполнять задачи, поставленные в виде картинок, а не на словах. Нарушения пространственного восприятия часто провоцируют дислексию или дисграфию.Хочу такой сайт

· Неспособность мотивировать себя к обучению.

· Часто встречаются двигательные расстройства: неловкость, неуклюжесть, склонность к хаотичным или импульсивным движения.

· Наблюдаются такие личностные черты, как замкнутость и нежелание налаживать контакты с ровесниками, агрессивность и раздражительность, неуверенность в себе и обидчивость, негативизм.

Полноценно развитая речь – один из важных факторов нормального развития ребенка. Родителям стоит запомнить: до 5 лет они должны заметить, а потом при помощи специалистов правильно диагностировать все речевые недостатки. Чем раньше, тем лучше.

Как учат деток с ТНР в детском саду?

Дошкольники с ТНР могут обучаться в ДОУ специализированных, а также в обычных детсадах, где есть логопед. Для работы с ними дошкольное учреждение разрабатывает Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР). Она создается на базе примерной адаптированной основной программы по ФГОС. Эта программа действительна только для конкретного детсада.

Она должна учитывать особенности психофизического и речевого развития, индивидуальные возможности ребенка, предусматривать коррекцию и социальную адаптацию. То есть происходит то, о чем писалось в одной из предыдущих статей: детсад берет одну из примерных общегосударственных программ и адаптирует ее под себя (в данном случае – под одного или нескольких учащихся). Документ утверждается заведующей и согласовывается с управляющим советом.

Почему стоит отдавать ребенка с ТНР в детсад, где до этого уже обучался ребенок с похожими проблемами? Потому, что воспитатели с этим уже сталкивались, имеют наработанный опыт и знают, в каком направлении двигаться. Скорее всего, под нового ребенка с ОВЗ будет разработана новая программа с учетом его индивидуальных особенностей.

Сочетание коррекционной и общей развивающей программ

Напомню: дети с ТНР имеют только речевые отставания, но не психические. Их нужно развивать и обучать так же, как обычных дошкольников, при этом не забывая о коррекции. Основная задача программы для детей с ТНР в ДОУ – совместить два направления. Для этого и создается АОП в детсаду. Кстати, при ее разработке за основу могут быть приняты две и даже три примерные программы.

Готовность к школе в значительной мере зависит от того, насколько успешно будут преодолены речевые нарушения. Заниматься с ними по АООП ТНР очень важно. После поступления в первый класс это поможет преодолеть школьную дезадаптацию. Программа помогает адаптироваться в общество, развиваться соответственно возрасту. При этом дети получают психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, а их родители – консультативную помощь.

Коррекция проводится индивидуально или в группе, в зависимости от особенностей ребенка и обстоятельств. Не стоит думать, что индивидуальные занятия всегда лучше. Иногда групповые – продуктивнее, особенно для детей, лишенных мотивации.

Программа ставит определенные цели. Например, добиться, чтобы к трем годам ребенок понимал речь, заинтересовался играми со сверстниками, научился повторению за взрослым предложения из 2-3 слов. К шести годам – смог использовать слова в соответствии с их значением, пересказывать небольшие рассказы, продуктивно работать и не отвлекаться, различать на слух правильно и неправильно произнесенные звуки. Конечно, цели вырабатываются индивидуально.

Задача родителей – помогать специалистам

Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка и помогать педагогам. Приготовьтесь, что трудиться придется долго, целенаправленно и постоянно. Успешность коррекции существенно зависит от желания семьи работать с проблемой. Важный момент – надо вести себя аккуратно и сделать так, чтобы не отбить у ребенка желание разговаривать.

 

Подготовила материал учитель-логопед Шаравьева А.А.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2022

Дата обновления: 26.04.2022

Дата публикации: 18.01.2022

Наверх

Отчет о результатах деятельности за 2022 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах деятельности за 2022г.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».