УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ ЦРР детский сад № 7 __________________/Э.Р.Баженова Приказ № 119-аот «30» августа 2023 г. Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Изумрудный город» в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 учебный год Верхняя Пышма 2023 г. Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1 1.2 1.3 2. Нормативные основания составления учебного плана непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Программно-целевые основания, положение в основу учебного плана непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Характеристика структуры учебного плана непрерывной непосредственно организованной деятельности. Учебный план непрерывной непосредственно образовательной деятельности. 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные основания составления учебного плана непосредственно организованной образовательной деятельности. Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов: Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР детский сад № 7; Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказом № 1155 от 17 октября 2013 года «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Уставом МАДОУ ЦРР детский сад № 7. Учебный год начинается 1 сентября 2023 года и заканчивается 31 мая 2024 года. МАДОУ ЦРР детский сад № 7 работает в режиме пятидневной рабочей недели, время пребывания детей 12 часов. В МАДОУ ЦРР детский сад № 7 функционирует 15 групп. 1.2 Программно – целевые основания, положенные в основу учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: - принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошко льного образования; - построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы; - принцип гибкости, учета индивидуальных особенностей воспитанников МАДОУ ЦРР детский сад № 7. Образовательная деятельность строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, направлений их реализации, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (СП 2.4.3648-20): Продолжительность непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности: - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут; - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут; - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: - в первой младшей группе – 20 минут, - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей группе – 50 минут или 75 минут при организации занятия после дневного сна, - в подготовительной группе – 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Основными задачами учебного плана непрерывной непосредственно образовательной деятельности являются: 1. 2. 3. Регулирование объема образовательной нагрузки. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ. Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального и институционального). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Парциальные программы являются дополнением к образовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса МАДОУ ЦРР детский сад № 7 обеспечивает вариативность образования и расширение области образовательных услуг для воспитанников. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные и музыкальные праздники, экскурсии, развлечения и др. по составленному и утвержденному плану летней оздоровительной работы. Учебный план является документом регламентирующим организацию образовательного процесса в МАДОУ ЦРР детский сад № 7 с учетом специфики ДОУ, программно-методического, кадрового обеспечения; устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности. 1.3. Характеристика структуры учебного плана В структуре учебного плана МАДОУ ЦРР детский сад № 7 выделены две части: основная и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Основная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных отношений, формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. В плане устанавливается соотношение между основной частью и частью формируемой участниками образовательных отношений, формируемой образовательным учреждением: - обязательная часть – не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в инвариантной части Плана определено минимальное количество НОД, отведенное на образовательные области. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. - вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса – не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Плана, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовывать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально – культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В части формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений. Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В учебный план включены пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественноэстетическое и физическое развитие детей. Реализация учебного плана предполагает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями. Такой подход позволяет осуществлять принцип вариативности, позволяет формировать более универсальные предпосылки учебной деятельности дошкольника, овладевать самостоятельно усвоенными знаниями и способами для решения новых задач (проблем). Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая, реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста соответствует требованиям СанПин 1.2.3685-21. Младший дошкольный возраст - 2-3 года. Согласно САНПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» для детей раннего возраста длительность НОД не превышает 10 мин. А также в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, совместной деятельности с взрослыми. В неделю объем образовательной нагрузки не превышает 10 занятий. Возможно осуществление образовательной деятельности на игровой площадке во время прогулки. Занятия по физическому развитию проводятся в групповом помещении 3 раза, утренняя гимнастика проводится воспитателем в групповом помещении. Музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале или в групповом помещении 2 раза в неделю. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Младший дошкольный возраст 3-4 года. Согласно САНПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» для детей младшего дошкольного возраста длительность НОД не превышает 15 мин, образовательная деятельность осуществляется только в первую половину дня. А также в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, совместной деятельности с взрослыми. В неделю объем образовательной нагрузки не превышает 10 занятий. Образовательная деятельность может осуществляться по подгруппам и фронтально. Занятия по физическому развитию проводятся 3 раза в неделю. Музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале 2 раза в неделю. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Средний дошкольный возраст 4-5 лет. Согласно САНПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» для детей среднего дошкольного возраста длительность НОД не превышает 20 мин, образовательная деятельность осуществляется только в первую половину дня. А также в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, совместной деятельности с взрослыми. В неделю объем образовательной нагрузки не превышает 10 занятий. Образовательная деятельность может осуществляться по подгруппам и фронтально. Занятия по физическому развитию проводятся 3 раза в неделю. Музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале 2 раза в неделю музыкальным руководителем. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Старший дошкольный возраст 5-6 лет Согласно САНПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» для детей старшего дошкольного возраста, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 50 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста также осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 минут в день. В неделю объем образовательной нагрузки не превышает 15 занятий. Образовательная деятельность может осуществляться по подгруппам и фронтально. Занятия по физическому развитию проводятся в физкультурном зале 2 раза в неделю и 1 раз на улице. Музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале 2 раза в неделю. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Старший дошкольный возраст 6-7 лет Согласно САНПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» для детей старшего дошкольного возраста, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 90 минут. В неделю объем образовательной нагрузки не превышает 15 занятий. Образовательная деятельность может осуществляться по подгруппам и фронтально. Занятия по физическому развитию проводятся в физкультурном зале 2 раза в неделю и 1 раз на улице. Музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале 2 раза в неделю. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Образовательная область Вид деятельности детей Социальные отношения Социальнокоммуникативное Формирование основ безопасного поведения развитие Формирование основ гражданственности и патриотизма Трудовое воспитание Сенсорные эталоны и познавательные Познавательное действия (экспериментирование) развитие Математические представления Природа Окружающий мир Речевое развитие Речевое развитие Подготовка к обучению грамоте Чтение художественной литературы Изобразительная деятельность (рисование) Художественноэстетическое Изобразительная деятельность (лепка) развитие Изобразительная деятельность (аппликация) Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность Театрализованная деятельность Приобщение к искусству Изобразительная деятельность (народное декоративно-прикладное искусство) Изобразительная деятельность (прикладное творчество) Культурно-досуговая деятельность Физическая культура (в помещении) Физическое развитие Формирование основ здорового образа жизни Возрастная группа/длительность деятельности 1-я младшая 2-я младшая средняя старшая подготовительная Обязательная часть (инвариантная) * 0,25 0,25 0,5 0,5 * 0,25 0,25 0,5 0,5 * * 0,25 0,5 0,5 * * * * * 0,75 0,5 * * * 0,25 0,5 0,5 1 0,25 0,5 0,5 0,25 2 * * 0,5 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 2 * * 0,5 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,25 2 * * 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 1 1,75 0,25 * 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1,75 0,25 * - * * * * - - - * * * 2 1 * 2 1 * 2 1 * 1 1 * 1 1 1 1 14 350 мин. 13,5 405 мин. 1 1 Физическая культура (на улице) Итого: Время: Социально- 9,5 9,5 9,5 95 мин. 142, 5 мин. 190 мин. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная) «С чистым сердцем» коммуникативное развитие Художественно«Цветные ладошки» эстетическое «Умные пальчики» развитие Познавательное «Скоро в школу» развитие Количество занятий в ЧФУОО Общее количество занятий Продолжительность занятий Фактический объем образовательной нагрузки в неделю Фактический объем образовательной нагрузки в месяц Фактический объем образовательной нагрузки в год 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 10 Не более 10 минут 0,5 10 Не более 15 минут 0,5 10 Не более 20 минут 100 мин (1ч.40 мин.) 150 мин. (2ч.30 мин) 200 мин. (3ч.20 мин.) 400 мин. (6ч. 20 мин.) 3600 мин. (60 ч.) 600 мин. (10 ч.) 5400 мин. (90 ч.) 800 мин (13ч. 20 мин.) 7200 мин. (120 ч.) 1 15 Не более 25 минут 375 мин. (6 ч. 15мин.) 1500 мин. (25 ч.) 13500 мин. (225 ч.) Условные обозначения: «*» реализация данных видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов и интегрируется с другими видами деятельности. 1,5 15 Не более 30 минут 450 мин. (7ч. 30 мин.) 1800 мин. (30 ч.) 16200 мин. (270 ч.)