05.07.2021
05.07.2021
Лето
– удивительная и благодатная пора, когда детям можно насладиться прогулкой на
свежем воздухе, побегать, попрыгать.
Цель
закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и
систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться
к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением
воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного
повышения его дозировки.
Принципы
закаливания
1.
Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается,
прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе,
так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по
мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать.
Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше,
чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
2.
Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и
солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным
ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать
детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах —
раньше, чем с ними не проведены обливания.
3.
Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без
серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные
изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе
закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова
повышается.
4.
Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов,
если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка,
направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя
гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не
проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными
играми, физическими упражнениями и физической работой.
5.
Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание,
необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка.
На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений,
сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику
ребенка.
Самый
доступный способ закаливания - это закаливание воздухом.
Вода
же является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в
режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после
туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой
выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания
водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой.
Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после
еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных
заболеваний носоглотки. Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с
обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги
и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность
процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем.
Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания
водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса.
Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При
таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна
постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно
поднимаясь выше.
Солнечные
ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают
обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Место,
выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на
подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее
можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом
ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот.
Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для
каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до
25—30 минут.
Через
2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с
температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Дополнительные
формы закаливания в летний период:
Купание
в естественных водоемах можно начинать при установившейся погоде, в тихий
солнечный день, когда температура воздуха не ниже 25—26°, а вода не слишком
холодная (сначала 22—23°). После того как дети привыкнут к купанию, его не
следует отменять и при температуре воздуха 18°.Основные правила. Ребенок не
должен купаться более одного раза в день, длительность пребывания в воде — не
дольше 5—8 минут (начиная с 1—2 минут, постепенно увеличивая время). Если вода
холодная, достаточно 2—3 раза окунуться и выйти. После купания надо хорошо
вытереться, одеться, согреться движением (побегать), а потом отдохнуть в тени. Увлеченные
купанием дети часто пренебрегают установленными правилами и от переохлаждения
начинают зябнуть. А это не полезно для здоровья. Приучите ребенка выходить из
воды по вашему требованию, не своевольничать в этом деле. Во время купания дети
должны двигаться: прыгать, играть, делать плавательные движения. Закаливание
носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать
рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением
настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание
используется 1/3 стакана воды.
После
дневного сна полезно проводить закаливающую гимнастику. Дети в трусиках
выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует
закаливанию организма. Также для профилактики плоскостопия, закаливанию
организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам,
траве, выполняют ряд упражнений, например: «Подними карандаш», «Сложи
платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д…. При
этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при
температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней,
затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на
1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается
в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием
низких температур пола и земли. Эффективным средством закаливания является
хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что
соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит
в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой
раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или
полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной
температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок
встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в
течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы
ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит
на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на
солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу. «Дорожка Здоровья»
представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими
предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные
предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврики для ванной типа
"травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и
являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
При
разумном использовании естественных природных факторов дети за лето закаляются,
становятся здоровее. Закрепить полученные результаты, сделать их стойкими можно
лишь в том случае, если привычку к свежему воздуху и прохладной воде
поддерживать в течение всего года.
Например,
приобретенную летом привычку мыться до пояса прохладной водой надо сохранить и
в зимних условиях.
Подготовила консультацию воспитатель
Орлова Е.В.