Право ребенка на дошкольное образование

18.11.2024

Право на образование

      Каждый ребенок имеет право на получение дошкольного образования в образовательной организации, фактически, право на место в муниципальном детском саду. И хотя ситуация с очередями в детские сады стоит достаточно остро, в настоящее время данная проблема находится на пике внимания органов управления образования и по ее решению ведется большая работа.

      В каком возрасте ребенок получает право на обучение в детском саду?

      Ответ на этот вопрос дает статья 67 Закона:

      «Получение дошкольного образования в дошкольных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми в возрасте шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте».

      Сейчас основные политические усилия направлены на то, чтобы ликвидировать вначале ту очередь, которая сложилась у детей старше трех лет.

Права при поступлении в детский сад.

      В муниципальных детских садах место гарантировано ребенку Законом. При этом статьей 67 закона установлен приоритет для зачисления в конкретный детский сад.  Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Все остальные будут зачислены по остаточному принципу – если останутся места. В принципе, в какой бы детский сад не решили отдать своего ребенка родители, отказано может быть только по причине отсутствия в нем свободных мест.

      Учет детей, которые имеют право на получение дошкольного образования, ведут органы местного самоуправления.

      Статья 63: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей».

Право на образование и права в рамках получения образования.

      Закон предоставляет обучающимся право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование и гарантирует возможность выбрать форму получения образования,форму обучения и образовательную организацию. Для ребенка дошкольного возраста решение будет принимать его законный представитель. Статья 63 гласит:

      «Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка».

      Существуют две формы получения образования: в образовательной организации и вне образовательной организации.

      Вне образовательной организации – это форма семейного образования. Выбирая данную форму получения образования,  каждый  имеет право изменить свой выбор и решить, что ребенок пойдет в детский сад, например, на последний год обучения.

      В образовательной организации – это значит в детском саду.  При этом можно выбрать конкретный детский сад (конечно, с учетом ограниченности мест в нем), и режим пребывания ребенка (если в детском саду есть возможность реализовать программу с разными режимами пребывания). Выбор образовательной организации не ограничен муниципальными детскими садами, можно выбрать и частную образовательную организацию.

      Обучаясь в детском саду, ребенок имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану. Этот план разрабатывается на основе той образовательной программы, которая реализуется в детском саду.

      Значение, которое предусматривает Закон (статья 2):

      Учебный план  –  документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.

      Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной  программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

      Обучающийся также имеет право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

      Право на выбор реализуется и в рамках посещения различных мероприятий, которые проводятся в детском саду, хотя и не предусмотрены учебным планом.

Промежуточная и итоговая аттестация.

      Особенностью обучения по программам дошкольного образования является то, что Закон прямо запрещает проведение аттестации для детей дошкольного возраста.

      Согласно статье 64 Закона: «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»

      Вместе с тем, закон напрямую не запрещает проводить мониторинги развития детей. Ребенку не предъявляются требования обязательно достигнуть того или иного уровня, не выставляются оценки, не требуется исправить неудачный результат и т.п.

       Вместе с тем, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО) определяет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня  дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу; не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Право на использование средств обучения и воспитания.

       Закон говорит о том, что обучающиеся могут бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации.

      На основании статьи 35 нового закона тем, кто учится по программе дошкольного образования за счет бюджетных средств, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, детский сад должен предоставить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Социальные гарантииХочу такой сайт

Охрана здоровья.

       Сохранение здоровья и его охрана касается всех сторон жизни обучающихся. Питание, транспортное обслуживание, санитарные и гигиенические нормы, требования ФГОС, право на каникулы и т.п. – все это направлено на сохранение здоровья обучающихся.

        Согласно статье 41 закона охрана здоровья включает в себя:

— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

— организация питания;

— определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

— пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.

Организация питания обучающихся.

       Закон немного говорит о питании, тем не менее, расписание  занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, а организация питания возлагается на организацию, осуществляющую образовательную деятельность, то есть на детский сад.

      Оплата питания и порядок его организации зависит от того, кто создал данный детский сад. Бесплатного питания закон не предусматривает, за редким исключением (см. раздел «Присмотр и уход за дошкольниками»).

/ Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Статья 37. Организация питания обучающихся /.

Право на получение информации.

       Закон дал родителям широкие права на получение информации. Для поступающих и обучающихся информация доступна не только на сайте образовательной организации, но и в виде наглядных информационных стендов детского сада.

/Статья 29. Информационная открытость образовательной организации дает представление о том, какое количество информации образовательная организация должна разместить у себя на сайте/.

Права и обязанности

      Родители принимают ключевые решения в сфере образования дошкольника. Они решают, будет ли он учиться дома или в детском саду, выбирают конкретный детский сад, язык образования, факультативные и элективные занятия, если возникает такая необходимость. Именно родители защищают права и законные интересы дошкольника.

      Они вправе знакомиться с нормативно-правовыми документами образовательной организации, с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психолого-педагогических, психологических) обучающихся, давать согласие на их проведение или отказаться от них.

       Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. В дошкольном возрасте родители должны обеспечитьготовность ребенка к освоению программы начальной школы (к 8 годам). Родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность; требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность.

      Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся могут устанавливаться не только федеральными законами, но и договором об образовании, который в случае дошкольника заключается обязательно, на основании статьи 53.

       За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

/Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся/

Право на участие в управлении образовательной организацией.

       Закон говорит о том, что управление образованием носит демократический характер,  поэтому педагогические работники, обучающиеся, родители имеют право на участие в управлении образовательными организациями. Обучающиеся на ступени дошкольного образования участвуют опосредованно, через своих родителей (законных представителей), потому что в этом возрасте сами не способны выразить и сформулировать интересы в части работы образовательной организации.

      В новом законе появилась одна новая возможность: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Администрация образовательной организации учитывает факт существования совета и привлекает к сотрудничеству.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.11.2024

Дата обновления: 20.11.2024

Дата публикации: 18.11.2024

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх

Отчет о результатах деятельности за 2022 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Отчет о результатах деятельности за 2022г.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».