18.11.2024
Право на образование
Каждый ребенок имеет право на получение дошкольного образования в образовательной организации, фактически, право на место в муниципальном детском саду. И хотя ситуация с очередями в детские сады стоит достаточно остро, в настоящее время данная проблема находится на пике внимания органов управления образования и по ее решению ведется большая работа.
В каком возрасте ребенок получает право на обучение в детском саду?
Ответ на этот вопрос дает статья 67 Закона:
«Получение дошкольного образования в дошкольных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми в возрасте шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте».
Сейчас основные политические усилия направлены на то, чтобы ликвидировать вначале ту очередь, которая сложилась у детей старше трех лет.
Права при поступлении в детский сад.
В муниципальных детских садах место гарантировано ребенку Законом. При этом статьей 67 закона установлен приоритет для зачисления в конкретный детский сад. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Все остальные будут зачислены по остаточному принципу – если останутся места. В принципе, в какой бы детский сад не решили отдать своего ребенка родители, отказано может быть только по причине отсутствия в нем свободных мест.
Учет детей, которые имеют право на получение дошкольного образования, ведут органы местного самоуправления.
Статья 63: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей».
Право на образование и права в рамках получения образования.
Закон предоставляет обучающимся право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование и гарантирует возможность выбрать форму получения образования,форму обучения и образовательную организацию. Для ребенка дошкольного возраста решение будет принимать его законный представитель. Статья 63 гласит:
«Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка».
Существуют две формы получения образования: в образовательной организации и вне образовательной организации.
Вне образовательной организации – это форма семейного образования. Выбирая данную форму получения образования, каждый имеет право изменить свой выбор и решить, что ребенок пойдет в детский сад, например, на последний год обучения.
В образовательной организации – это значит в детском саду. При этом можно выбрать конкретный детский сад (конечно, с учетом ограниченности мест в нем), и режим пребывания ребенка (если в детском саду есть возможность реализовать программу с разными режимами пребывания). Выбор образовательной организации не ограничен муниципальными детскими садами, можно выбрать и частную образовательную организацию.
Обучаясь в детском саду, ребенок имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану. Этот план разрабатывается на основе той образовательной программы, которая реализуется в детском саду.
Значение, которое предусматривает Закон (статья 2):
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обучающийся также имеет право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Право на выбор реализуется и в рамках посещения различных мероприятий, которые проводятся в детском саду, хотя и не предусмотрены учебным планом.
Промежуточная и итоговая аттестация.
Особенностью обучения по программам дошкольного образования является то, что Закон прямо запрещает проведение аттестации для детей дошкольного возраста.
Согласно статье 64 Закона: «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»
Вместе с тем, закон напрямую не запрещает проводить мониторинги развития детей. Ребенку не предъявляются требования обязательно достигнуть того или иного уровня, не выставляются оценки, не требуется исправить неудачный результат и т.п.
Вместе с тем, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО) определяет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу; не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Право на использование средств обучения и воспитания.
Закон говорит о том, что обучающиеся могут бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации.
На основании статьи 35 нового закона тем, кто учится по программе дошкольного образования за счет бюджетных средств, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, детский сад должен предоставить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Охрана здоровья.
Сохранение здоровья и его охрана касается всех сторон жизни обучающихся. Питание, транспортное обслуживание, санитарные и гигиенические нормы, требования ФГОС, право на каникулы и т.п. – все это направлено на сохранение здоровья обучающихся.
Согласно статье 41 закона охрана здоровья включает в себя:
— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
— организация питания;
— определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
— пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.
Организация питания обучающихся.
Закон немного говорит о питании, тем не менее, расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, а организация питания возлагается на организацию, осуществляющую образовательную деятельность, то есть на детский сад.
Оплата питания и порядок его организации зависит от того, кто создал данный детский сад. Бесплатного питания закон не предусматривает, за редким исключением (см. раздел «Присмотр и уход за дошкольниками»).
/ Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Статья 37. Организация питания обучающихся /.
Право на получение информации.
Закон дал родителям широкие права на получение информации. Для поступающих и обучающихся информация доступна не только на сайте образовательной организации, но и в виде наглядных информационных стендов детского сада.
/Статья 29. Информационная открытость образовательной организации дает представление о том, какое количество информации образовательная организация должна разместить у себя на сайте/.
Права и обязанности
Родители принимают ключевые решения в сфере образования дошкольника. Они решают, будет ли он учиться дома или в детском саду, выбирают конкретный детский сад, язык образования, факультативные и элективные занятия, если возникает такая необходимость. Именно родители защищают права и законные интересы дошкольника.
Они вправе знакомиться с нормативно-правовыми документами образовательной организации, с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психолого-педагогических, психологических) обучающихся, давать согласие на их проведение или отказаться от них.
Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. В дошкольном возрасте родители должны обеспечитьготовность ребенка к освоению программы начальной школы (к 8 годам). Родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность; требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность.
Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся могут устанавливаться не только федеральными законами, но и договором об образовании, который в случае дошкольника заключается обязательно, на основании статьи 53.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
/Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся/
Право на участие в управлении образовательной организацией.
Закон говорит о том, что управление образованием носит демократический характер, поэтому педагогические работники, обучающиеся, родители имеют право на участие в управлении образовательными организациями. Обучающиеся на ступени дошкольного образования участвуют опосредованно, через своих родителей (законных представителей), потому что в этом возрасте сами не способны выразить и сформулировать интересы в части работы образовательной организации.
В новом законе появилась одна новая возможность: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Администрация образовательной организации учитывает факт существования совета и привлекает к сотрудничеству.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2024
Дата обновления: 20.11.2024
Дата публикации: 18.11.2024
Комментарии0
Новый комментарий