Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Изумрудный город» Российская Федерация, 624090 Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Калинина, д. 21/3 e-mail: madou.crr@mail.ru, сайт: http://7сrr-vp.tvoysadik.ru ОГРН 1156658049973 ИНН 6686067952 КПП 668601001, т. 8 (34368) 7 79 27, 7 72 56, 7 74 39 Информационная справка «Дистанционное обучение в МАДОУ ЦРР детский сад № 7» Актуальность. Дистанционное обучение сейчас является одной из самых животрепещущих тем, обсуждаемых в ряду нововведений в системе образования. Условия самоизоляции изменили жизнь малышей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания главных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями соответственно в данном случае, встал вопрос о переходе ДОУ в режим оказания родителям, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детками содержания дошкольного образования с внедрением дистанционных технологий. В связи с этим появляется необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. Всложившихся условиях деятельность воспитателя переформатируется,изменив главные формы работы с воспитанниками и родителями на дистанционный режим. 1.Нормативные основы деятельности. Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистанционного обучения: • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41); • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); • учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)». При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать: требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»; • требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). 2.Основные понятия. Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационнокоммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ. Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания. Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются: • принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства; • принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационнообразовательной среды; • принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время. Главная цель дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям воспитанников. Задачи: • Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования. • Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий. • Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания. • Усиление личностной направленности образовательного процесса. • Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции. Особенности дистанционного обучения дошкольников: Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний; 2. Ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий. 1. «Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ). Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста: 1.Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка; 2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий; 3.Возможность контролировать круг общения ребенка; 4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических; 5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету; 6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д. Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста: 1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого; 2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру; 3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет); 4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе 5.Ввиду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером. 3. Направления деятельности ДОУ с использованием дистанционных технологий: • Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью повышение уровня их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и образования детей. • Практические рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения воспитанниками ДОУ содержания основной образовательной программы дошкольного образования. • Оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в области реализации мероприятий коррекционной направленности. При организации деятельности ДОУ в режиме консультирования запрещается: Требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей. • Размещать на странице Сайта и в специальных группах в социальных сетях информацию, содержащую персональные данные участников образовательного процесса. 4.Технические условия. В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений. Основное условие – наличие ПК, телефона (или других форм связи) и доступа к интернету. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК). Все педагоги и специалисты МАДОУ ЦРР детский сад № 7 оснащены ноутбуками (выход в интернет возможно осуществить только из кабинета заместителя заведующего по ВОР через wi-fi), но можно воспользоваться и личным телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. Активно используются мессенджеры WhatsApp, Telegram, для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве. 5.Содержание деятельности. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения: • обучение в режиме онлайн (электронное обучение); • дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы; • самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети. На информационных ресурсах размещаются следующие материалы: • Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья. • Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам. • Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет. • Информация о изучаемом содержании дошкольного образования. • Новости и анонсы предстоящих видео - семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий. Дистанционный формат работы предоставляет и воспитателям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, участвовать в онлайн мероприятиях (вебинары, видеоконференции), а также пройти дистанционное обучение на курсах повышения квалификации, в том числе тематические курсы.